ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО (УСЫПАЛЬНИЦА ИНЗОВА)

 

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО (УСЫПАЛЬНИЦА ИНЗОВА)




Обращение к истории постройки и функционирования этого храма не дань нынешней моде. Причины нашего интереса весьма прозаичны. Ведь удивительно, что за тысячи километров от Воронежа, где архиереем был святитель Митрофан, на юге Одесщины, в городе Болграде в честь него был возведен невеликий, но изящный по своей архитектуре
Здесь же, в храме, покоится прах незабвенного попечителя болгарских переселенцев генерала-от-инфантерии Ивана Никитича Инзова. К этому добавляется еще одна немаловажная деталь - этот памятник является одним из немногих сохранившихся мемориальных сооружений начала XIX века.

Между тем, в сознании людей, проживающих в этой местности, не закрепился тот факт, что кладбищенская церковь построена во имя святителя Митрофана Воронежского. Чаще всего храм именуют как «пантеон Инзова», «усыпальница Инзова». И, действительно, после перезахоронения останков генерала церковь стала мемориальным сооружением.
Формальным поводом для строительства церкви явилось желание И.Н. Инзова, разбитого параличом, помолиться в Ворониже у мощей святителя Митрофана. Решаясь на далекое путешествие, больной Инзов призвал в Одессу из Болграда управляющего болгарского водворения М. Буткова и старшин болгарских колоний, чтобы проститься с ними. Они воспользовались этим для того, чтобы испросить разрешение на постройку задуманной церкви. Такое разрешение было получено, но необходимо было еще и разрешение духовных властей.

Четвертого декабря 1839 года старейшины больщенства колонии Болград обратились с прошением к Великопреосвященному Дмитрию Архиепископу Кишиневскому и Хотинскому.
В прошении они писали: «По сооружении по колонии Болград из доброхотных пожертвований от нас и собраний наших задунайских переселенцев Благолепного храма во имя Христа Спасителя, освященного в прошлом году, общество колонии нашей побуждаемое чувством христианского благочестия, восприяла желание построить еще каменную церковь во имя Святителя Митрофана на Болградском кладбище, в одной версте от колонии отстоящем, где покоится прах предков и ближних наших, для отправления богослужения и поминовения за усопших причтами Болградской Преображенской церкви».

Настоящий документ был рассмотрен в Духовной Консистории 9 декабря 1839 г., и управляющему болгарского водворения Михаилу Буткову, а также протоиерею этого водворения Александру Савицкому было поручено проверить ход подготовки к строительству.
Проведенная проверка положения дел оставила указанных лиц в удовлетворении, о чем они и докладывали в своих рапортах, ходатайствуя по существу прошения болгарских колонистов.

Разрешение на строительство церкви из Духовной консистории получено было в Болграде 25 мая 1840 года. С этого момента и началось строительство церкви.

Для производства работ имелись материалы, оставшиеся после строительства Спасо-Преображенского собора в г. Болграде. Также на нужды работ выделялись суммы из базарного дохода в размере 1000 рублей серебром в год. Ко времени инспекции, проводимой М. Бутковым и А. Савицким, Болградское общество уже располагало наличной суммой в 2500 рублей серебром, которая должна была возрасти до 4000 рублей, с учетом наличной сельской суммы.
Четырнадцатого июля 1840 года старшим благочинным болгарских колоний протоиереем Александром Савицким церковь была заложена. Ежедневно колонисты Кагуло-Прутского округа, в течение двух недель копали фундамент под строение и вывозили землю. Несмотря на то, что объем проводимых работ, был невелик, строительство храма длилось более трех лет, и было завершено к концу 1843 года.

Каменная одно-пристольная церковь во имя Святителя Митрофана построена по одному из проектов, которые были утверждены и изданы для Бессарабской области Министерством внутренних дел Российской империи. Церковь построена в стиле классицизма, возведена из камня ракушечника и оштукатурена. Здание представляет собой ротонду на невысоком цоколе с колоннами, опоясывающими западною половину здания. Перекрыто куполом на высоком барабане с люнетами, увеченным полусферической главой с главкой. Опоясывающая стена расчленена пилястрами. Ордер колонн и пилястр тосканский. Над оконными проемами, равномерно размещенными по всему периметру здания, квадратные ниши. Стены и барабан завершены карнизом. В пантеон ведет каменная лестница. В интерьере стена опоясана карнизом, у основания барабана купол – фризом с небольшими квадратными нишами и карнизом с кронштейнами.

К 13 марта 1844 года церковь во имя Святителя Митрофана была полностью подготовлена к освящению. В начисто выбеленную церковь установили деревянный, украшенный золотой резьбой, иконостас, в котором располагались иконы в золоченных резных рамках.
Кирпичный купол покрыли жестью, окрашенной зеленой ярью, а главку венчал железный крест, окрашенный желтой краской.
И, наконец, на Фоминой неделе, в понедельник 3 апреля 1844 года церковь была освящена и начала действовать.

Через год, 27 мая 1845 года, на 77-м году жизни умер в Одессе боевой генерал, государственный деятель и попечитель болгарских колонистов И.Н. Инзов.

Узнав о смерти своего благодетеля, старейшины всех болгарских колоний, помня о его завещании и желая «сохранить навсегда память в потомстве», 1 апреля 1846 года подали управляющему задунайскими переселенцами Лосеву прошение, в котором хлопотали перед властями о разрешении перевезти прах покойного из г. Одессы на Болградское кладбище, где для этой цели была сооружена усыпальница.
Под усыпальницу колонисты предложили использовать церковь Святителя Митрофана.
Так как все расходы по перезахоронению останков И.Н. Инзова общества болгарских колоний брали на себя, то прошение их было удовлетворенно. Посчитав это мероприятие личным делом болгар, власти не ставили перед ними жестких временных рамок и пригласили их осуществить свое желание при первой же возможности.

Для сбора средств на перезахоронение и для взаимодействия управления с болгарскими колониями, из числа Болградских жителей избрали 12 человек. Вскоре необходимая сумма, около 5000 рублей серебром, была собрана.

А вот как происходило перезахоронение останков по наблюдениям современника: «Суббота, 9 ноября, назначена была днем торжества. С раннего утра улицы и бульвары, прилегающие к кладбищу, были покрыты толпами народа. Тихая, теплая погода благоприятствовала собравшимся. Приступлено было к разрытию могилы. Земля, покрывавшая останки доблестного мужа, раскопана, склеп разобран, и гроб приснопамятного Инзова поднят из недр могилы на раменах усердных болгар. Чувство душевного умиления отразилось на лицах многочисленных зрителей при виде гроба, целостно сохранившегося, несмотря на довольно долгое пребывание его в земле, и вмещавшего в себя прах человека, имя которого было на всех устах: все с благословением вторили возгласу - вечная память». А дальше, «в 11 часов деревянный гроб, вложенный в свинцовый гроб, был поставлен на богато устроенную печальную колесницу, и процессия при звуках погребальной музыки двинулась из врат кладбища, унося из Одессы прах незабвенного Инзова, который в последнее время принадлежал к числу одесских граждан».
Умиленный отношением болгар к своему почившему попечителю, современник отмечает далее: «Нам, жителям Одессы, нельзя было сетовать на удаление этого праха из нашего города; в настоящем случае дети предъявляют свои права на сохранение останков своего отца и увозят их как лучшую драгоценность».

Всю дорогу от Одессы до Болграда, около двухсот верст, до самой «Новой Болгарии» гроб с телом И.Н. Инзова не везли на катафалке, а несли на своих плечах, молча и тихо сменяя друг друга на ходу. Массивный катафалк, который тащила четверка лошадей, задействован был только в минуты отдыха, после чего процессия продолжала свой путь:

И гроб в пыли белесой
к Болграду на руках
несли аж из Одессы!
Все двести верст.
Вот так.

От ворот кладбищенской ограды до самой усыпальницы последние метры, люди, несшие гроб, передвигались на коленях...
Через некоторое время, вначале в «Одесском вестнике», а вслед за ним и в «Санкт-Петербургских ведомостях» был помещен подробный отчет о доселе невиданном случае. Автор, скрывшийся под инициалами «Г.С.», в своем репортаже, несмотря на некоторый налет сентиментальности, запечатлел искренние и неподдельные чувства, которые у людей мог вызвать только незаурядный человек - добрый и отзывчивый отец...


Создан 06 апр 2007



  Комментарии       
Всего 1, последний 6 лет назад
Валерий 16 июн 2011 ответить
Да, были Люди в те времена, не то, что нынешнее племя!
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником